Гомосексуализм в античном мире

От апологетов гомосексуализма нередко можно услышать, что гомосексуализм был нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. На самом же деле,  миф о «гомосексуальном рае» в древней Греции запустил судимый за содомию Оскар Уайлд. На протяжении всей истории человечества гомосексуализм существовал как позорное и маргинальное явление. Лишь в прогнивших цивилизациях, в период их упадка, он получал некоторое признание (что всегда предвещало их близкий конец), но даже тогда, влечение к представителям своего пола более сильное, нежели к представителям противоположного считалось выходящим за рамки нормы.

В Афинах классического периода гомосексуалисты презирались, и для них существовали унизительные прозвища, такие как Euryproktos (широкий анус) и Lakkoproktos (анус как яма). Гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. Если же они скрывали свой порок, то их подвергали остракизму или казнили.

В речи Эсхина против Тимарха говорится, что если какой-либо афинянин будет любовником мужчины¹, то ему запрещается:
1) быть одним из девяти архонтов,
2) быть священником,
3) быть защитником на суде,
4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства
5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая,
6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением.
Нарушитель вышеназванных указаний наказывался смертью.

Подавляющее большинство исследователей согласны, что в Древней Греции гомосексуальный контакт между двумя равноправными мужчинами считался глубоко противоестественным и жестоко карался. Для обозначения мужчины, добровольно принявшего пассивную роль в анально-генитальном контакте существовало специальное понятие: κίναιδος — кинейдос (падший). Приняв пассивную роль, кинейдос уподоблялся проститутке и становился недостойным быть свободным человеком. Как следствие кинейдос лишался прав гражданина.  Также считалось, что человек, позволивший быть анально проникнутым, считался склонным к злоупотреблению алкоголем, едой, деньгами или властью. (Greenberg in Roger 1997, стр. 181). 

Несколько цитат:

• Не существует доказательств тому, что гомосексуализм пользовался всеобщим признанием… Греки никогда не «канонизировали» физический акт содомии… При более подробном анализе становится очевидной широко распространенная практика насмешек и отвращения к гомосексуалистам. (Karlen 1977, стр. 33, 35).

• Из тех, кто предавался страсти, никто не вызывал большего отвращения, чем класс сексуальных дегенератов, известных как katapugons или kinaidoi (Davidson 1998, стр. 167)

• Образ кинейдоса был абсолютно отрицательным … (Clark 2008, стр. 22)

• Кинейдос воспринимался как отталкивающий человек, извращенец и в общественном и в сексуальном смысле (King in Porter 1994, стр. 30)

[древние греки считали, что] анально-генитальная пенетрация между взрослыми мужчинами была недопустима … ассоциировалась с непристойностью и грубостью (Keuls 1995, стр. 291, 299).

• [древние греки считали, что] взрослый мужчина, участвовавший в рецептивной роли в анально-генитальной пенетрации, утрачивал статус мужчины и становился женоподным, подверженным осуждению и презрению (Vanggard 1972, стр. 89)

• [древние греки считали, что] мужчина, которому нравится быть анально проникнутым другим мужчиной — это извращенец, источник потенциальных социальных беспорядков, к нему и стоит относиться как к женщине, чью роль он принимает (Thorton 1997, стр. 105)

• Пассивная роль в анально-генитальной пенетрации считалась унизительной и отвратительной. Таких называли euryproktoi — буквально «широкий задний проход» (Garrison 2000, стр. 161).

• Взгляды в Афинах на взрослого мужчину, который позволил себе быть в пассивной роли в генитально-анальной пенетрации, были абсолютно отрицательными. Такой человек рассматривался как потенциальный шпион и враг государства, поскольку он уже предал свою собственную природу и, следовательно, способен предать всё общество …» (Dover 1978, стр. 20).

В Риме пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличённого в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», а утрачивая мужественность, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами».

Защитники ЛГБТ также ссылаются на «Пир» Платона, в котором тот якобы восхваляет любовь к мальчикам и юношам, однако речь идёт именно о любви, а не содомии. Понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»:

Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским — ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно.

Ученик Платона — Аристотель, говоря о звероподобных и болезненных состояниях в VII книге «Никомаховой этики», наряду с каннибализмом, трихотилломанией и парорексией также упоминает гомосексуализм:

Это склады звероподобные (причём у некоторых от помешательства, как, например, у человека, принёсшего в жертву и съевшего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища), и, наконец, бывают [состояния] как бы болезненные или от [дурных] привычек, как, например, привычка выдёргивать волосы и грызть ногти, а также уголь и землю. Добавим к этому любовные наслаждения с мужчинами.

«Педерастия»

Теперь давайте рассмотрим, что представляла собой «санкционированная педерастия» в древней Греции. Один из первых исследователей сексопатологий — Крафт-Эбинг, вместо имеющего религиозные конотации слова «содомия», начал использовать слово «педерастия» как научный термин, обозначающий введение пениса в анус. 

Вместе с тем в древнегреческом языке это слово буквально означает «детолюбие»: педос — дитя, в смысле отрок (от 7 до 15 лет), ерастис — любящий. Здесь следует отметить, что в греческом языке есть четыре разных по смыслу слова — сторге́ (στοργή), фили́я (φιλία), э́рос (ἔρως) и ага́пе (ἀγάπη), которые на русский все переводятся как «любовь». Они означают привязанность, самопожертвование, отзывчивость, дружественность, расположение, и т.п. В современном оскудневшем греческом языке, слова с корнями «эр» относятся к эротической чувственности, но в античные времена έρωτας использовалось в смысле горячей дружбы. Это именно то, что было между Гераклом и мудрым кентавром Хироном, где первый «охваченный любовью» ушёл жить к нему в пещеру. Ни о какой содомии здесь, конечно, речи не идёт. То же относится и к спартанцам, разделённым на преданные пары, которые могли спать под одним плащом и целовать друг друга перед битвой. Достоверно известно, что наказание за активную содомию у спартанцев было позорное изгнание, а за пассивную — смерть. Поцелуй же в ту эпоху служил выражением родительского и товарищеского чувства и не имел никакого сексуального смысла (Lombroso 1895). По словам античного историка Ксенофонта, отношения зрелого воина с мальчиками и юношами сводились к идеализированной мужской дружбе, а сексуальная связь считалась извращением, сравнимым с инцестом.

В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания  — кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почётно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже — быть обвинённым гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть. «Речи Эсхина. Против Тимарха», гл.16:

Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит² свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам.

У погрязшей в разврате элиты и в самом деле могла практиковаться содомия, но в народе это всегда считалось позорным.  Вспомните дикий разгул царивший когда-то в Римской империи: публичные оргии с участием детей и животных;  гладиаторские бои; львы и тигры в коллизеях разрывали людей на части, а специально обученные жеребцы и жирафы насиловали женщин на арене на потеху публике. Императрица Мессалина по ночам выбиралась из дворца, шла в публичный дом, где на грязном тюфяке до рассвета отдавалась клиентам. Император Калигула занимался публичным инцестом со своими сёстрами. Император Нерон занимался инцестом со своей матерью, а в последствии её убил. Он приковывал мужчин и женщин к столбам, облачался в зверинные шкуры и насиловал их. Кастрировал молодого слугу, переименовал его в Сабину и официально женился на нём. Затем так же официально стал «женой» своего секретаря. Поджёг Рим и любовался зрелищем, играя на лире и декламируя стихи.

Различные артефакты с сексуальными изображениями принадлежат в основном лупанариям (борделям). Это то же самое, что если археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденному там сделают вывод о нравах всей цивилизации. Вдобавок ко всему, многие изображения «античного гомосексуализма» являются либо современными подделками и стилизациями, либо неверно истолкованными.

Известно, что до нашего времени дошли сведения о приблизительно 100000 древнегреческих вазах, содержащих изображения (Corpus Vasorum Antiquorum Project).


Cовременные подделки и стилизации

Британский исследователь Кеннет Довер перечисляет около 600 ваз, рисунки на которых, по его мнению, «изображают гомосексуальное поведение или содержат намёк на него». Однако анализ каждой вазы из списка Довера, проведённый греческим экспертом Адонисом Георгиадесом, выявил, что непосредственно гомосексуальные сюжеты наблюдаются только на 30 вазах, а на остальных 570 вазах изображены герои, битвы и даже гетеросексуальные сюжеты (Georgiades 2004, стр. 100)

Вазы, на которых Довер усмотрел скрытые гомосексуальные мотивы

На указанных 30 вазах можно найти изображения мужчин, тянущихся рукой к невозбуждённым половым органам мальчика (которую мальчик нередко останавливает), или пытающихся просунуть пенис между его бёдрами спереди. Нет ни одного изображения аногенитального однополого контакта, поскольку пассивное участие в таком акте было унизительным и оскорбительным для мужчины. Лишь распутные сатиры изображены в непосредственном орогенитальном гомосексуальном контакте друг с другом, наряду с сексуальными сценами с животными. Можно ли на основании этого заключить, что скотоложество (как и мужеложество) было приемлемым в Античной Греции и, следовательно, должно стать таковым и в современном обществе?

Это неоспоримый исторический факт, что всякое общество, где распространялась сексуальная распущенность, скоро прекращало своё существование. Все принявшие содомию
народы канули в бездну веков, а их современники, наложившие ограничения на проявления сексуальности, существуют и по сей день. Как показывает история, когда какое-то общество легализовывало пороки и разврат (что неизменно сопровождалось общим моральным разложением), его в скором времени захлёстывала волна соседних народов, более здоровых и сильных. Так сгнила изнутри и развалилась Древняя Греция, а имперский Рим пал под напором варваров. Античные эллины, с их знаменитым прямым носом без переносицы выродились и были заменены соседними народами из Малой Азии, которые и представляют бо́льшую часть сегодняшнего населения Греции. Судя по происходящему в Западной цивилизации, её ждёт такая же участь. Мы уже видим, как европейцы принявшие содомию и другие извращения, заменяются африканцами, турками и арабами.


¹ Фраза на эллинском языке «Ἐάν τις Ἀθηναῖος ἑταιρήσῃ, μὴ ἐξέστω αὐτῷ τῶν ἐννέα ἀρχόντων» в переводе Э.Д. Фролова звучит так: «Если какой-либо афинянин станет предаваться распутству, то не дозволено ему будет избираться в коллегию девяти архонтов…»  Надо сказать, что перевод производился в советское время, и по понятным причинам ни о каком гомосексуализме тогда речи быть не могло. Однако дословный перевод будет таким: «Если какой-либо афинянин «этериси» (ἑταιρήσῃ) — будет любовником у мужчины…»

² Так же фраза «Ἄν τις Ἀθηναίων έλεύθερον παῖδα ὑβρίσῃ» переводится Фроловым как «Если кто-нибудь из афинян учинит насилие над свободным мальчиком…» Дословный же перевод будет: «Если какой-то афинян свободного юношу «ивриси» (ὑβρίσῃ)» — дословно «обесчестит, развратит, осквернит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.